Вы здесь

АКПП Audi A4 / AVANT с 2000 г.

При трогании с места автоматическая коробка передач выполняет функции обычного сцепления. Во время езды автоматическая трансмиссия выполняет рядовую работу по переключению передач. В качестве смазки для автоматической трансмиссии служит жидкость для автоматических коробок передач (ATF), эта жидкость заливается на весь срок службы.

В случае коробки передач Tiptronic к важнейшим узлам автоматической коробки передач относится преобразователь крутящего момента, планетарная передача и гидравлическое и (или) электронное управляющее устройство. Планетарная передача образует механическую часть автоматической коробки передач, она переключается посредством муфт и тормозов без прерывания силового потока. Вращающиеся детали задерживаются с помощью ленточного или пластинчатого тормоза. Преобразователь крутящего момента передает крутящий момент от двигателя к коробке передач, при трогании с места он служит в качестве гидравлического сцепления. В коробке передач Multitronic, в состав которой входит вариатор с пластинчатой цепью (см. Технический словарь — «Принцип действия вариатора»), необходимость в преобразователе крутящего момента отпадает.

Представить себе автоматическую коробку передач без широкого использования электроники сегодня уже невозможно. Автоматическая коробка передач располагает управляющим устройством, которое постоянно обменивается данными с управляющим устройством двигателя. Последнее выдает данные о частоте вращения двигателя, расходе топлива и положении дроссельной заслонки. Прочие важные для регулирования автоматической коробки передач величины поступают от управляющего устройства антиблокировочной системы (для системы регулирования тяги ведущих колёс), селектора переключения передач и различных датчиков, которые размещаются в коробке передач.

Преобразователь крутящего момента
Между планетарной передачей и двигателем располагается преобразователь крутящего момента, который с помощью жидкости для гидротрансформаторов передает крутящий момент двигателя к коробке передач. Для этого двигатель приводит в действие насосное колесо, которое расположено в преобразователе крутящего момента. Жидкость через так называемый реактор давит на связанное с коробкой передач турбинное колесо, и турбинное колесо приходит в движение.

Между частотами вращения насосного и турбинного колеса постоянно существует некоторая разница. Эта разница максимальна при трогании с места, с увеличением скорости она уменьшается все больше и больше. Таким образом, постоянно существует определенное проскальзывание. При высоких оборотах передается лишь около 85 процентов крутящего момента двигателя — этим объясняется больший по сравнению с механическими коробками передач расход топлива.

Чтобы устранить этот недостаток, автоматические коробки передач оснащаются сцеплением для блокирования гидротрансформатора. Это сцепление имеет некоторое сходство с обычным диском сцепления: при включенном сцеплении фрикционная накладка прижимается к крышке гидротрансформатора, с другой стороны сцепление посредством зубцов с геометрическим замыканием соединяется с первичным валом коробки передач. Шестеренный насос для жидкости ATF приводится во вращение преобразователем крутящего момента.

Датчики
• Датчик частоты вращений на входе коробки передач.
Этот сигнал управляющее устройство использует для того, чтобы процесс переключения передач регулировался как можно мягче. При отказе этого датчика коробка передач функционирует в соответствии с аварийной программой.
• Датчик частоты вращения вала коробки передач. Этот датчик дает информацию о скорости движения. От этого зависит, какая включается передача, а также давление в системе регулирования при переключении передач. При отказе датчика начинает действовать аварийный режим.
• Датчик предельного положения педали акселератора. Если водитель нажимает педаль акселератора до упора, то коробка передач переключается на одну или две ступени вниз, а после этого еще на одну ступень. Если водитель удерживает педаль у пола в течение длительного времени, то выключается кондиционер, это делается для того чтобы увеличить располагаемую мощность двигателя. При отказе этого датчика управляющее устройство получает соответствующие данные от датчика положения дроссельной заслонки.
• Выключатель сигнала торможения. Если во время стоянки нажимается педаль тормоза, то управляющее устройство выключает блокировку селектора. Если педаль нажимается во время движения, вычислительное устройство предполагает движение под уклон и производит переключение на низшую передачу.
• Датчик температуры трансмиссионного масла. Если температура масла повышается более чем до 120'С, то блокирование гидротрансформатора срабатывает раньше.
• Сигнал от управляющего устройства антиблокировочной и противобуксовочной системы Если активируется противобуксовочное регулирование, то автоматическая коробка передач переключается меньше, моменты переключений сдвигаются.
• Сигналы от управляющего устройства двигателя о частоте вращения двигателя, расходе топлива и положении дроссельной заслонки. Вся это информация используется при расчете оптимального момента переключения. Если соединение прерывается, то коробка передач начинает работать в аварийном режиме.

Аварийная программа
В случае отказа важнейших датчиков управляющее устройство переключается на аварийную программу. Аварийный режим используется для того, чтобы в случае неисправностей обеспечить безопасность транспортного средства без существенного снижения его ходовых качеств, а также защитить коробку передач от повреждений. Автомобиль может эксплуатироваться, однако при этом необходимо как можно скорее обратиться в мастерскую. В аварийном режиме снимается питание со всех электромагнитных клапанов коробки передач, с помощью пружин клапаны переводятся в исходное положение. Вперед можно двигаться только на четвертой передаче. Передача заднего хода продолжает функционировать, однако сцепление для блокирования гидротрансформатора не включается. В такой ситуации необходимо следить за индикатором включенной передачи на спидометре: если горят все сегменты, то управляющее устройство по-прежнему активно. Если все сегменты не горят, то управляющее устройство не функционирует. В этом случае блокировка селектора не активируется.

Положения селектора переключения передач
В случае коробки передач Tiptronic или Multitronic в селекторе имеется второй паз, который позволяет переключать передачи вручную. Если водитель в пределах этого паза толкает селектор вперед (+),то коробка передач переключается на одну ступень выше. Если водитель толкает селектор назад (-), то включается низшая передача.

Р (парковка). В этом положении приводная шестерня в дифференциале коробки передач блокируется. Для этого специальный зуб сцепляется с колесом, которое располагается на приводной шестерне дифференциала и снабжено кулачками. В этом положении колеса блокируются и не вращаются. При парковке селектор следует устанавливать в положение «Р», — конечно, это можно делать, когда машина стоит. Для того чтобы вывести селектор из этого положения, нужно нажать на педаль тормоза.
R (передача заднего хода). При включении этой передачи автомобиль должен стоять, а двигатель работать вхолостую. Если при движении вперед ошибочно включается задний ход, то, начиная с определенной скорости, предохранительный клапан предотвращает это переключение.
N (нейтральное положение). При этом положении связь между двигателем и приводными колесами отсутствует. В отличие от положения «Р» в этом случае приводные колеса не блокируются, так как все муфты выключаются, и не удерживается ни одна колесная пара. Для того чтобы вывести селектор из этого положения, нужно нажать на педаль тормоза.
D (привод). При этом положении на муфту включения передач переднего хода действует гидравлическое давление. Благодаря этому крутящий момент двигателя передается на приводные колеса. Если при этом автомобиль немного движется вперед, то это можно предотвратить посредством легкого торможения. При ускорении в этом положении обеспечивается нормальный режим со всеми ступенями.
Блокировка селектора. Для того чтобы установить селектор в положение «Я» или «Р», а также для того чтобы переключиться из положения «Р», необходимо нажать на кнопку блокировки, эта кнопка расположена на селекторе сбоку. Двигатель можно пустить только при положении селектора «Р» или «N». Если селектор находится в положении «Я» или «О», то пуск предотвращается предохранительным выключателем на коробке передач.
Блокировка ключа зажигания. Ключ зажигания можно вытащить лишь в том случае, если селектор находится в положении парковки Р.

Проверка АКПП
Во время езды иногда обращайте внимание на то, правильно ли функционирует автоматическая коробка передач. О состоянии коробки передач можно судить по тому, каким образом протекают процессы переключения.
Переключение на более высокую передачу. При частично нажатой педали акселератора переключение передач происходит почти незаметно. При полном газе или резком нажатии до упора на педаль акселератора процесс переключения протекает более заметно, однако переключение на высшую передачу должно быть мягким. Кратковременное увеличение оборотов двигателя при переключении передач указывает на неисправность, причину которой необходимо установить.
Переключение на более низкую передачу. Переключение на низшую передачу при небольшой скорости (при не нажатой педали акселератора) должно протекать почти незаметно. Толчок при частичном или полном нажатии падаль является нормальным явлением. Без газа переключение на низшую передачу с помощью селектора длится одну-две секунды. Если при принудительном переключении на более низкую передачу с помощью селектора одновременно нажимается педаль акселератора, то переключение происходит немедленно.

Меры предосторожности при буксировке
Если двигатель с автоматической ко робкой передач не пускается, то толкание или буксировка не помогут. При неработающем двигателе гидравлический преобразователь крутящего момента связи с двигателем создать не может. Поэтому сначала попытайтесь пустить двигатель от постороннего аккумулятора. Буксировку можно осуществлять лишь вперед, селектор должен быть в положении «N». Скорость буксировки — не более 50 км/ч, дальность — не более 50 км, иначе из-за перегревания не хватит смазки коробки передач. В случае сомнений лучше воспользуйтесь услугами службы эвакуации аварийных машин.

При использовании буксирного автомобиля аварийной службы автомобиль можно поднимать только спереди.

Источник: 
Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию. Машсервис. Санкт-Петербург
Оставить комментарий