Вы здесь

Сцепление Audi 100 c 1990 - 1994 гг.

Сцепление является однодисковым сухим сцеплением с нажимным диском и диафрагменной пружиной. Привод сцепления осуществляется с помощью гидравлической системы, аналогичной той. которая используется в тормозной системе, с использованием главного и рабочего цилиндров. При нажатии педали Сцепления, давление, возникающее в главном цилиндре, подается по Tpvfioпроводу к рабочему цилиндру, поршень которого воздействует на вилку выключения сцепления и, далее - на выжимной подшипник (подшипник выключения сцепления).
- При установленном маховике с двойной массой, ведомый диск следует устанавливать на маховик так. чтобы более длинная сторона ступицы диска указывала на нажимной диск сцепления.
- Если установлен обыкновенный маховик, то ведомый диск нужно вставить в маховик так. чтобы пружинное гнездо было направлено к нажимному диску сцепления.

Нажимной диск и диафрагменная (тарельчатая) пружина не могут быть разобраны и при повреждениях заменяются вместе. Новые нажимные диски следует специально защищать от коррозии и смазывать. У нового сцепления обильно смазана только поверхность трения, поэтому для ее очистки можно использовать тряпку, смоченную бензином.

Элементы сцепления: 1. Ведомый диск, 2. Маховик, 3. Кожух сцепления.

Снятие сцепления

Сцепление можно снять, не снимая двигатель с автомобиля.
• Снять коробку передач.
• Пометить положение сцепления по отношению к маховику. Для этого используют кернер, с помощью которого наносят метки на маховике и на сцеплении.
• Равномерно ослабить крест-накрест шесть болтов крепления сцепления, пока не ослабнет давление пружины. Для этого следует каким-либо способом удерживать маховик от проворачивания.
• Снять сцепление. Если это трудно сделать, то можно осторожно вставить отвертку между кожухом (корзиной) сцепления и маховиком и отжать сцепление от посадочных штифтов.
• Вынуть ведомый диск сцепления. Обратить внимание на то, как он установлен.
• Протереть тряпкой внутреннюю сторону (или поверхность трения) маховика и проверить ее состояние. Если ведомый диск сцепления изношен до головок заклепок, то может случиться так, что заклепки могут повредить поверхности маховика или нажимного диска.
• Если двигатель пли коробка передач должны быть сняты для ремонта или замены, то нужно обязательно снимать сцепление для проверки.

Ремонт сцепления

  • Проверить диск сцепления и крышку (корзину) на наличие повреждений или деформацию. При их обнаружении заменить обе детали вместе.
  • Проверить, в хорошем ли еще состоянии пружины ведомого диска и не разбиты ли шлицы диска слишком сильно. Так как замасленные накладки ведомого диска невозможно очистить, то в подобных случаях следует заменять ведомый диск.
  • Для проверки ведомого диска сцепления на биение нужно зажать его на подходящем стержне или валу между концами поворотного устройства (токарного станка).
  • Установить стрелочный индикатор с подходящим держателем рядом с диском так, чтобы щуп индикатора прилегал к краю диска, а именно к внешнему краю. Медленно вращать диск и наблюдать за показаниями индикатора Если показания составляют более 0,4 мм, можно осторожно выровнять диск плоскогубцами, хотя это не всегда дает желаемый результат. В случае если выровнять не удается, следует заменить диск.
  • Проверить накладки сцепления на возможность повторного использования, для чего измерить глубиномером расстояние от поверхности накладки до верхней части головки заклепки. Если это расстояние менее 0,30 мм, то диск надо заменить. Это нужно сделать и в том случае, если это значение будет скоро достигнуто.
  • Проверить ход ступицы ведомого диска сцепления на шлицах вала. Для этого надеть диск и взяться за его внешний край большим и указательным пальцами. Прокручивать диск туда-сюда. Если люфт составляет более 0,4 мм, то имеется износ в шлицевом соединении. Причина этого чаще всего бывает в ведомом диске.
  • Проверить внутренние концы диафрагменной пружины на износ в местах, показанных стрелками. Если заметны глубокие истертые места, то следует заменить сцепление полностью.
  • В общем случае применимо следующее правило. Концы пружины могут иметь износ до половины первоначальной толщины, когда нужно уже устанавливать новое сцепление.
  • Концы диафрагменной пружины должны отличаться друг от друга по высоте установки не более чем на О.э мм. Изогнутые лепестки можно выпрямить обратно. Для этого используются специальные приспособления, но можно воспользоваться стальными полосками с разрезами и подогнуть лепестки.
  • Приложить линейку к поверхности трения нажимного диска и измерить зазор плоским щупом. Если он составляет более 0.3 мм, то нажимной диск надо заменить.

Установка сцепления

Установка сцепления производится в порядке, обратном снятию. Особенно следует обратить внимание на следующее:

  • При покупке сцепления нужно знать тип установленного двигателя, т.к. нажимной и ведомый диски могут отличаться для разных двигателей.
  • Если старое сцепление используется вновь, то следует придерживаться меток, сделанных при снятии. Новое сцепление можно установить в любом положении, т.к. оно еще не работало.
  • При установке ведомого диска следует обратить внимание на указания, приведенные выше.
  • При установке сцепления нужно правильно приложить нажимной диск к маховику, а три установочных штифта должны войти в отверстия нажимного диска. Никогда не пытайтесь притянуть нажимной диск в нужное положение, затягивая болты. Штифты и/или отверстия при этом повреждаются.
  • Для проверки ведомого диска используется центрирующий стержень. Этот стержень должен войти в зубцы ведомого диска и имеет цапфу, которая входит в направляющую коленчатого вала. Можно воспользоваться для этой цели также старым первичным валом коробки передач. Специальное приспособление фирмы Audi служит для удержания маховика от проворачивания.
  • Равномерно затянуть болты сцепления крест-накрест моментом 2э Нм. удерживая при этом маховик от проворачивания за зубцы.
  • Установить двигатель или коробку передач и в заключение проверить работу сцепления.

Механизм выключения сцепления

Элементы выжимного подшипника и рабочего цилиндра сцепления и сцепления с гидравлическим приводом: 1. Коробка передач, 2. Болт с шаровой головкой (25Нм), 3. Промежуточная деталь, 4. Диск, 5. Уплотнительное кольцо, 6. Сальник первичного вала, 7. Направляющая муфта, 8. Пружинная скоба сцепления, 9. Рычаг выключения сцепления, 10. Болт с фигурной головкой (25Нм), 11. Выжимной подшипник, 12. Болт (25Нм), 13. Рабочий цилиндр сцепления, 14. Толкатель.

Замена выжимного подшипника

  • В качестве выжимного используется шарикоподшипник. На рисунке показана коробка передач с механизмом выключения сцепления во внутренней части коробки передач. Не очищать подшипник растворителями, растворяющими смазку, если он будет использоваться повторно. При замене действовать в следующей последовательности:
  • Снять коробку передач.
  • Отжать скобы выжимного подшипника от подшипника и стянуть подшипник.
  • Если должен сниматься рычаг выключения сцепления, то нужно отжать его отверткой с болта с шаровой головкой.
  • Смазать все опорные и движущиеся поверхности выжимного подшипника (2) графитовой смазкой.
  • Вставить выжимной подшипник в рычаг выключения Сцепления и укрепить новым сальником (3).
  • Установить коробку передач.
  • Проверить сцепление после установки коробки передач {КПП). При этом прежде всего обратить внимание на "царапающий шум при включении отдельных передач. Шум может слышаться, прежде всего, при включении задней передачи.

Возможные неисправности сцепления

Как уже указывалось, сцепление может пробуксовывать.
Кроме этого сцепление может дергать. При этом автомобиль начинает движение рывками, т.е. передача усилия от двигателя к ведущим колесам происходит неравномерно. У этой неисправности могут быть различные причины.
- Неисправны подвески {крепления) автомобиля или КПП, или же ослаблены болты крепления. Это означает, что Силовой агрегат при включении сцепления начинает колебаться.
- Накладки ведомого диска сцепления обгорели или затвердели, т.е. возможно неравномерное действие трения между сцеплением и маховиком. Если, к примеру, буксировать другой автомобиль на длинное расстояние, то это может произойти, что вначале не будет заметно.
- Вследствие этого нажимной диск может деформироваться из-за сильного тепловыделения, т.е. поверхность трения более не является безупречно гладкой.

Во всех случаях нужно снять сцепление и ведомый диск, чтобы точно определить причину неисправности.

Если сцепление вышло из строя в пути или же сцепление больше не включается и не выключается, то поездку все же можно продолжить до ближайшей мастерской или до дома. Возможно даже переключать передачи в восходящем или нисходящем порядке. Если сцепление вышло из строя во время движения автомобиля с включенной передачей, а передачу нужно выключить, то нужно убрать "газ" и переключить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Если это не удается, можно немного дать "газ", пока рычаг не освободится. Для движения сцепления нужно сделать следующее:
- Выключить двигатель и включить первую передачу.
- Включить стартер. Автомобиль начнет движение рывками, пока обороты двигателя не возрастут. Если двигатель холодный, его следует предварительно прогреть, чтобы он не остановился сразу же после запуска. На ровной дороге можно тронуться со второй передачи и таким образом доехать до ближайшей мастерской.
- Если есть желание включить повышенную передачу, нужно начать движение на первой передаче, как описано выше, и разогнать двигатель примерно до 1000 об/мин Слегка отпустить "газ" и потянуть рычаг КПП в нейтральное положение. Теперь отпустить педаль газа полностью и нажимать рычаг КПП в направлении положения второй передачи. При совпадении числа оборотов двигателя и КПП передача включится. Если промежуток между переключениями слишком долгий, нужно снова немного дать "газ", чтобы можно было включить передачу. Переключение на повышенную передачу производить только при невысоких скоростях, т.е. на вторую передачу переключаться на скорости примерно 20 км/час, на третью передачу - примерно на 25 км/час, на четвертую - на 35 кч/час. Пятую передачу включать нельзя.
- При переключении на пониженные передачи число оборотов следует увеличить, чтобы можно было включить следующую передачу. Слегка отпустить "газ", выключить передачу и осторожно нажимать на "газ". В нужный момент нажать рычаг переключения передач в положение следующей пониженной передачи. При правильном числе оборотов двигателя передача включится, без промедления. При включении пониженныой передач нужно соответственно снизить скорость автомобиля, чтобы держать процесс переключения под контролем. При скрежете нужно вновь контролировать процесс переключения. Благодаря синхронизаторам переключения при осторожном обращении с рычагом КПП производятся легко и не должно быть особых трудностей.
- Установлено что нужно немного потренироваться, чтобы следовать вышеприведенным инструкциям, чтобы процесс проходил без осложнений.

Источник: 
Пособие для техцентров ремонтных мастерских, и автолюбителей Audi 100/200 c 1990 - 1994 гг.
Оставить комментарий