Вы здесь

Головка блока цилиндров Audi 80 (B4) 1991-1995 г. в.

Головка блока цилиндров в определенном смысле является потолком камер сгорания. В целях снижения веса, а также для обеспечения лучшей теплопроводимости головка блока цилиндров выполняется из легкого металла.

В верхней части головки блока цилиндров располагается распределительный вал. Посредством эксцентричных кулачков, в зависимости от положения поршней цилиндров, вал открывает и закрывает клапаны, управляя таким образом газораспределением. Привод распределительного вала осуществляется зубчатым ремнем от коленчатого вала.


7.0 Дизельный двигатель TD в разрезе.
1 - Клапан
2 - Пружина клапана
3 - Тарельчатый толкатель
4 - Распределительный вал
5 - Поршень

Распределительный вал воздействует на клапаны не напрямую, а опосредовано, через тарельчатые толкатели (см. иллюстрацию 7.0).

Тарельчатый толкатель представляет собой перевернутую и надетую на стержень клапана чашку. В тарельчатых толкателях установлены гидравлические компенсаторы, поэтому необходимость регулировки зазора клапанов отпадает.

Когда клапан находится в закрытом положении, масло из смазочной магистрали двигателя через желобок попадает в тарельчатый толкатель. Пройдя через обратный клапан толкателя, масло заполняет камеру высокого давления, в которой на этот момент давление отсутствует. Одновременно с этим процессом нажимная пружина плотно прижимает тарельчатый толкатель к кулачку распределительного вала. В момент проворачивания распределительного вала его эксцентричный кулачок давит на тарельчатый толкатель, создавая таким образом избыточное давление в камере высокого давления. Обратный клапан перекрывает отверстие, через которое поступает масло, обеспечивая сохранение поступившего количества масла. А так как масло не поддается сжатию, то между тарельчатым толкателем и цилиндром возникает жесткая преграда и клапан силой давления кулачка отжимается вниз.

Внимание! Достаточно сильный стук в двигателе, появляющийся сразу после запуска, может быть результатом работы гидравлических толкателей. Такое явление может иметь место после запуска двигателя автомобиля, который длительное время не эксплуатировался. Это происходит в результате вытекания масла из гидравлических толкателей, что в свою очередь приводит к образованию люфта в приводе клапанов. В этом случае нет оснований для беспокойства. Через некоторое время шум в работе двигателя исчезнет. Но если один из тарельчатых толкателей и по прошествии некоторого времени будет стучать, в том числе и при прогретом двигателе, то это повод для проверки клапана.

После закрытия клапана в результате утечки масла образуется незначительный зазор клапана, который компенсируется нажимной пружиной, отжимающей тарельчатый толкатель вверх. В высвободившееся пространство в камере высокого давления после открытия обратного клапана вновь начинает поступать масло и цикл повторяется.

Кулачки распределительного вала касаются тарельчатых толкателей не по их центру, а немного в стороне это ведет к тому, что при каждом нажатии кулачка происходит небольшое смещение клапана вокруг своей оси. Это позволяет избежать неравномерного воздействия на клапаны и их неплотного прилегания.

Между блоком цилиндров и головкой блока цилиндров устанавливается прокладка, обеспечивающая герметичность и предотвращающая смешение охлаждающей жидкости и моторного масла. Прокладка устойчива к воздействию высоких температур и перепадам давления.

На дизельных двигателях устанавливается прокладка разной толщины. Толщина прокладки зависит от величины выступа поршней.

Головка блока цилиндров (бензиновые двигатели) - снятие, проверка и установка


8.21. Затяните болты крепления головки блока цилиндров в порядке возрастания чисел. Слева направо: 4-цилиндровый, 5- и 6-цилиндровые двигатели. Стрелки указывают направление движения

При выполнении большинства работ на головке блока цилиндров необходим динамометрический ключ, а также длинный многогранный торцевой ключ Т55 и ключ Е14. Из расходных материалов при установке головки блока цилиндров потребуется соответствующая новая прокладка.

Четырех- и пятицилиндровые двигатели
1 Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора.
2 Снимите воздушный фильтр на автомобилях с системой впрыска Mono-Motronic.
3 Слейте в соответствующую емкость охлаждающую жидкость.
4 Отсоедините от головки блока цилиндров шланги циркуляции охлаждающей жидкости.
5 Снимите крышку распределителя зажигания вместе с проводами высокого напряжения.
6 Отсоедините трос «газа».
7 Пятицилиндровый двигатель. Отсоедините насос гидропривода усилителя рулевого управления и разместите его в моторном отсеке. Шланги гидропривода от насоса не отсоединяйте.

Внимание! Шланги чувствительны к перегибу.

8 Обозначьте соответствующим образом все провода, идущие к головке блока цилиндров, а также к форсункам и впускному коллектору.
9 Отсоедините топливные трубопроводы системы впрыска.
10 Обозначьте вакуумные шланги на впускном коллекторе или на штуцере дроссельной заслонки и отсоедините их.
11 Отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозного привода.
12 Снимите верхнюю часть впускного коллектора у пятицилиндровых двигателей. Снимите также клапанные форсунки, но топливные трубопроводы от них пока не отсоединяйте.
13 Уложите клапанные форсунки в чистые, устойчивые к воздействию бензина пластиковые пакеты.
14 Отсоединитештекерускортггелязапус-ка холодного двигателя. Клапан выверните и отложите в сторону от места работ, не отсоединяя шланг подачи топлива.
15 Обозначьте штекерные соединения системы впрыска топлива и отсоедините их. Штекеры имеют разную окраску.
16 Пятицилиндровый двигатель. Снимите корректор состава горючей смеси вместе с корпусом воздушного фильтра.
17 Отсоедините приемную трубу глушителей от выпускного коллектора.
18 Четырехцилиндровый двигатель. Отсоедините верхний кронштейн крепления генератора. Перед этим ослабьте натяжение клинового ремня.
19 Снимите защитный кожух зубчатого ремня. Ослабьте натяжение зубчатого ремня и снимите его с приводной шестерни распределительного вала.
20 Снимите крышку головки блока цилиндров.
21 Выверните болты крепления головки блока цилиндров. Последовательность вывинчивания болтов обратно противоположная последовательности затяжки (см. иллюстрацию).

Внимание! Головку блока цилиндров надлежит снимать с холодного двигателя. В противном случае снятую с горячего двигателя головку может после остывания «повести».

22 Снимите головку блока цилиндров вместе с закрепленными на ней впускным и выпускным коллекторами, а также распределителем зажигания (пятицилиндровый двигатель). Если головка с трудом отделяется от блока цилиндров, то ослабьте её посадку обстукиванием пластмассовым молотком.

Шестицилиндровый двигатель
Порядок действий по снятию головки блока цилиндров на данном двигателе дан на примере головки левого ряда цилиндров. Снятие головки с правого ряда выполняется аналогично.
23 Снимите защитную крышку двигателя и защитный кожух ручейкового ремня.
24 Снимите ручейковый ремень, см. соответствующую главу.
25 Снимите зубчатый ремень, см. соответствующую главу.
26 Отсоедините приемную трубу глушителей от выпускного коллектора.
27 Слейте охлаждающую жидкость из двигателя через сливное отверстие, а также из радиатора через отверстие внизу справа.
28 Отсоедините рукав коробки воздухоцритока (воздухозаборника) от впускного коллектора.
29 Отсоедините штекер от датчика Холла.
30 Снимите шланги вентиляции картера с левой и правой сторон головки блока цилиндров.
31 Отсоедините шланг подачи воздуха от воздушного фильтра.
32 Отсоедините шланг пониженного давления кондиционера и/или блокировки дифференциала от штуцера с левой стороны дроссельной заслонки.
33 Извлеките из моторного отсека воздухозаборник вместе со шлангами вентиляции картера, подав воздухозаборник назад, а затем подняв весь узел вверх.
34 Извлеките фиксатор троса «газа», отсоедините трос и отложите его в стороне от места работ.
35 Отсоедините штекер датчика температуры забираемого воздуха и клапана стабилизации холостого хода.
36 Отсоедините подающий и отводящий топливные шланги.
37 Отсоедините провод «массы» (-) от крепления за штуцером дроссельной заслонки.
38 Отсоедините шланг от блока управуправления,
расположенного перед штуцером дроссельной заслонки.
39 Отсоедините штекер датчика углового перемещения дроссельной заслонки.
40 Отсоедините шланг электромагнитного клапана адсорбера от штуцера дроссельной заслонки с правой стороны.
41 Снимите все наконечники свечей зажигания
42 Отсоедините все штекеры клапанных форсунок
43 Отсоедините штекер датчика детонационного сгорания и обогрева лямбда-зонда.
44 Отсоедините штекер лямбда-зонда и отложите провода в сторону.
45 Отсоедините штекер датчика давления и температуры моторного масла (на заднем торце левой головки цилиндров).
46 Отсоедините штекер термовыключателя вентилятора обдува радиатора.
47 Отсоедините шланг (синего цвета) обратного клапана, который находится в одном жгуте со шлангами вакуумного усилителя тормозного привода.
48 Отсоедините штекеры на форсунках с левой и правой сторон.
49 Отсоедините кронштейн крепления трубы гидропривода, установленный на впускном коллекторе. Гидропривод не разъединяйте.
50 Отсоедините впускной коллектор и снимите его.
51 Отверстия коллектора заглушите чистой ветошью.
52 Отсоедините трубку охлаждающей жидкости от заднего торца головки цилиндров.
53 Отсоедините трубку газоанализатора.
54 Снимите лямбда-зонд.
55 Выверните болты крепления и снимите теплозащитный щиток выпускного коллектора.
56 Снимите крышку головки блока цилиндров.
57 Снимите задний защитный кожух зубчатого ремня.
58 Отсоедините от головки цилиндров шланг от бачка к насосу гидропривода усилителя рулевого управления.
59 Выверните болты крепления головки цилиндров. Последовательность отвинчивания болтов противоположная поряд::у их затяжки (см. иллюстрацию 8.21).

Внимание! Снятие головки блока цилиндров выполняйте с холодного двигателя. Горячую головку после снятия может «повести».

60 Снимите головку блока цилиндров. Если из-за плотной посадки головка не отсоединяется, то обстучите её пластмассовым молотком.

Проверка
61 Удалите прежнюю уплотнительную прокладку. Уплотняемые поверхности головки и блока цилиндров должны быть абсолютно чистыми, без остатков уп-лотнительной массы.

Внимание! Не зачищайте уплотняемые поверхности головки блока цилиндров с помощью острых инструментов. Образовавшиеся задиры или царапины могут стать причиной последующего повреждения головки.

62 Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие искривлений. Это особенно необходимо выполнять, если имело место прогорание прокладки.

63 Установите длинную металлическую линейку или угольник вдоль зачищенной уплотняемой поверхности головки и с помощью шаблона убедитесь в отсутствии искривлений свыше 0,1 мм. Если искривление больше указанного значения, то ГОЛОВКУ блока цилиндров следует отшлифовать.

Доработка головки блока цилиндров допускается в определенных пределах. Допустимая минимальная высота головки четырехцилиндровых двигателей составляет 132,6 мм, а 5-и 6-цилиндровых 132,75 мм.

Установка
64 Смажьте направляющие гидравлических толкателей тонким слоем смазки, если будет устанавливаться новая головка цилиндров или головка из подменного фонда.
65 Смажьте распределительный вал и установите его на место (см. соответствующую главу).

Внимание! Резьба болтов крепления головки и резьба отверстий под болты крепления в блоке цилиндров должна быть чистой и без повреждений. В противном случае момент затяжки болтов не будет соответствовать номинальному. В отверстиях под болты не должно быть масла или жидкости. Невыполнение этого условия может привести к разрыву металла блока цилиндров.

66 Поверните коленчатый вал против направления вращения, чтобы ни один из поршней не находится в ВМТ. В противном случае в момент установки головки блока цилиндров открытый клапан может удариться о поршень.
67 Уложите прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров так, чтобы её маркировка или надпись «OBEN» (верх) была обращена к головке блока.
68 Установите на место головку блока цилиндров. С этой целью мастерские при работе с 4- и 5-цилиндровыми двигателями пользуются двумя направляющими пальцами, которые позволяют избежать смещения как самой головки так и прокладки в момент установки. Направляющие пальцы можно изготовить самостоятельно, отпилив головки у двух старых болтов крепления головки и пропилив шлиц под отвертку. После ввертывания нескольких болтов креп¬ления головки эти направляющие пальцы вывертываются с помощью отвертки, а на их место вворачиваются болты крепления.
69 Вверните все болты крепления головки блока цилиндров и затяните их в последовательности как показано на иллюстрации 8.21. Затягивание болтов выполняется в зависимости от типа двигателя в два или три этапа.

Четырех- и пятицилиндровые двигатели
1-й этап. Вверните болты динамометрическим ключом с моментом 40 Нм.
2-й этап. Подтяните болты динамометрическим ключом с моментом 60 Нм.
3-й этап. Доверните болты гаечным ключом на пол-оборота, не прерывая при этом поступательного движения ключа. Допускается выполнение этой операции двумя доворотами по четверти оборота каждый. Последовательность доворачивания болтов такая же, что и при их вворачивании и затяжке.

Шестицилиндровые двигатели
1-й этап. Вверните болты динамометрическим ключом с моментом 60 Нм.
2-й этап. Доверните болты гаечным ключом на пол-оборота, не прерывая при этом поступательного движения ключа. Допускается выполнение этой операции двумя доворотами по четверти оборота каждый. Последовательность доворачивания болтов такая же, что и при их вворачивании и затяжке.

После выполнения доворота затяжка болтов закончена. Последующее их подтягивание не допускается.

При установке троса «газа» и клапанных форсунок у пятицилиндрового двигателя особое внимание обратите на их правильное положение.

Внимание! Соблюдайте последовательность затягивания болтов крепления впускного коллектора у шестицилиндровых двигателей.

70 Проверьте угол опережения зажигания после полной установки головки блока цилиндров четырех- и пятицилиндровых двигателей.

Внимание! Если головка блока цилиндров снималась из-за поврежденной прокладки головки, то охлаждающую жидкость следует полностью слить и заменить на новую. То же самое относится и к замене головки блока цилиндров.

Дефектную прокладку головки блока цилиндров можно распознать по одному или нескольким нижеследующим признакам:
а) потеря охлаждающей жидкости,
б) облака белых газов из выхлопной трубы,
в) при работающем двигателе из расширительного бачка с охлаждающей жидкостью выходят пучырьки воздуха, а при открытии крышки бачка происходит активная утечка охлаждающей жидкости в виде пены,
г) серая или коричневая эмульсия стержневом указателе уровня моторномоторного масла из-за попадания охлаждающей жидкости в моторное масло.

Внимание! Охлаждающая жидкость в системе смазки двигателя может стать причиной разрушения подшипников. Немедленно замените прокладку головки блока цилиндров. Двигатель не запускайте! Доставку автомобиля в мастерскую выполняйте методом погрузки на платформу.

Головка блока цилиндров (дизельные двигатели) - снятие, проверка и установка

При выполнении большинства работ на головке блока цилиндров необходим динамометрический ключ, а также длинный многогранный торцевой ключ Т55, а также специальное приспособление для снятия зубчатого ремня. Из расходных материалов при установке головки блока цилиндров потребуется новая прокладка соответствующей толщины и комплект новых болтов крепления.
1 Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора.
2 Слейте охлаждающую жидкость в соответствующую емкость.
3 Отсоедините рукав воздухозаборника от воздушного фильтра.
4 Снимите крышку головки блока цилиндров.
5 Отсоедините подающие топливопроводы от форсунок и уложите их на чистую ветошь.
6 Заглушите отверстия к форсункам и ТНВД подходящими пробками (можно ветошью или даже бумажными носовыми платками).
7 Отсоедините возвратный топливопровод от форсунок к ТНВД.
8 Отсоедините провод питания свечей накаливания.
9 Отсоедините штекер подачи питания к температурным датчикам.
10 Выверните болты крепления приемной трубы глушителей от турбонагнетателя.
11 Отсоедините от турбонагнетателя подающий и возвратный маслопроводы, а отверстия заглушите чистыми пробками. При необходимости снимите турбонагнетатель.
12 Снимите зубчатый ремень. Отсоедините от головки блока цилиндров шланги циркуляции охлаждающей жидкости.
14 Двигатель TD. Отсоедините трос ускорителя запуска холодного двигателя.

Выполняйте затяжку всех 10 болтов крепления головки блока цилиндров в возрастающей последовательности чисел, которыми обозначены болты, соблюдая значения затяжки.

15 Выверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности обратной их ввинчиванию (см. иллюстрацию).

Внимание! Во избежание последующего искривления головки блока цилиндров снимать её следует только с остывшего двигателя.

16 Снимите головку блока цилиндров. Если из-за плотной посадки головка не отсоединяется, то обстучите её пластмассовым молотком.

Проверка
17 Удалите прежнюю уплотнительную прокладку. Уплотняемые поверхности головки и блока цилиндров должны быть абсолютно чистыми, без остатков уп-лотнительной массы.

Внимание! Не зачищайте уплотняемые поверхности головки блока цилиндров с помощью острых инструментов. Образовавшиеся задиры или царапины могут стать причиной последующего повреждения головки.

18 Убедитесь, что на седлах клапанов нет трещин. Небольшие трещины не более 0,5 мм допускаются. Головка блока цилиндров в таких случаях может устанавливаться повторно для дальнейшей эксплуатации.
19 Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие искривлений. Это особенно необходимо выполнять, если имело место прогорание прокладки.
20 Установите длинную металлическую линейку или угольник вдоль зачищенной уплотняемой поверхности головки и с помощью шаблона убедитесь в отсутствии искривлений свыше 0,1 мм.

AUDI не советует выполнять доработку (шлифовку) головки блока цилиндров. Поэтому, если искривление превышает 0,1 мм, то головку блока цилиндров следует заменить на новую.

Установка
Передустановкой головки блока цилиндров необходимо уточнить толщину новой прокладки. На дизельных двигателях устанавливаются прокладки головки блока цилиндров разной толщины. Она зависит от высоты выступа поршней. От толщины установленной прокладки зависит объемкамеры сгорания. Толщина прокладки обозначается насечками или отверстиями малого диаметра на самой прокладке (см. стрелку на иллюстрации 9.0).

При замене головки блока цилиндров или же после её снятия с последующей установкой устанавливается новая прокладка абсолютно идентичная прежней. Это значит, что взамен прежней прокладки должна быть приобретена и установлена прокладка с таким же числом насечек или отверстий.

Если же выполнялась замена деталей коленчатого вала (самого коленчатого вала, шатунов, поршней) или же прежняя головка блока цилиндров устанавливается на новый блок цилиндров, то необходимо предварительно измерить выступ поршней (см. иллюстрацию 9.0а). Под выступом поршней понимается расстояние, на которое поршни выступают над поверхностью блока цилиндров. Руководствуясь величиной данного выступа, следует приобретать и устанавливать соответствующую прокладку.


9.0 Толщину прокладки головки блока цилиндров можно определить по числу насечек или отверстий

9.0а Не измеряйте выступ поршней с помощью штангенциркуля или обычного глубиномера. Их показания неточны. Пользуйтесь микрометрическим глубиномером или микрометром со стрелочной индикацией

Внимание! Резьба болтов крепления головки и резьба отверстий под болты крепления в блоке цилиндров должна быть чистой и без повреждений. В противном случае момент затяжки болтов не будет соответствовать номинальному. В отверстиях под болты не должно быть масла или жидкости. Невыполнение этого условия может привести к разрыву металла блока цилиндров.

21 Поверните коленчатый вал, чтобы ни один из поршней не находится в ВМТ. В противном случае в момент установки головки блока цилиндров открытый клапан может удариться о поршень.

22 Уложите прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров так, чтобы её маркировка или надпись «OBEN» (верх) была обращена к головке блока.

23 Установите на место головку блока цилиндров. Если на блоке цилиндров нет центрирующих штифтов, то в мастерских в отверстия под болты 8 и 10 ввинчиваются два направляющих пальца, которые позволяют избежать смещения как самой головки так и прокладки в момент установки. Вместо направляющих пальцев можно вставить два штыря соответствующего диаметра. 24 Вверните все болты крепления головки блока цилиндров и затяните их сначала на холодном двигателе в несколько этапов и в последовательности, как показано на иллюстрации 9.15 со следующими моментами затяжки.
1-й этап. Вверните болты динамометрическим ключом с моментом 40 Нм.
2-й этап. Подтяните болты динамометрическим ключом с моментом 60 Нм.
3-й этап. Доверните болты гаечным ключом на пол-оборота (180°), не прерывая при этом поступательного движения ключа.
4-й этап. Прогрейте двигатель (температура охлаждающей жидкости должна быть примерно 80°С) и доверните болты гаечным ключом на 1/4 оборота (90°), не прерывая при этом поступательного движения ключа.

Таблица соотношений величины выступа поршней и толщины прокладки
Двигатель TD
Выступ поршней 0,66-0,86 мм 0,87-0,90 мм 0,91-1,02 мм
Количество насечек/отверстий на прокладке 1 2 3
Двигатель TDI
Выступ поршней 0,81-0,90 мм 0,91-1,00 мм 1,01-1,10 мм
Количество насечек/отверстий на прокладке 1 2 3

Внимание! Если головка блока цилиндров снималась из-за поврежденной прокладки головки, то охлаждающую жидкость следует полностью слить и заменить на новую. То же самое относится и к замене головки блока цилиндров.

Дефектную прокладку головки блока цилиндров можно распознать по одному или нескольким нижеследующим признакам:
а) потеря охлаждающей жидкости,
б) облака белых газов из выхлопной
в) работающем двигателе из расширительного бачка с охлаждающей жидкостью выходят пузырьки воздуха, а при открытии крышки бачка происходит активная утечка охлаждающей жидкости в виде пены.
г) серая или коричневая эмульсия стержневом указателе уровня моторного масла из-за попадания охлаждающей жидкости в моторное масло.

Источник: 
Гусь С. В., Руководство по ремонту и эксплуатации Audu 80, бензин/ дизель 1991 -1995 гг. выпуска
Оставить комментарий