Вы здесь

АКПП Mazda 3 с 2003 - 2009 гг.

Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания
Тип рабочей жидкости ATF M-V
Заправочный объем, л 7.0
Моменты затяжки резьбовых соединений
Наименование деталей Момент затяжки, Нм
Сливная пробка 30-41
Болты крепления датчика режимов 8-11
Гайка крепления рычага датчика режимов 31-46

На автомобилях применяются четырёхступенчатые автоматические коробки передач (АКПП) с возможностью ручного переключения.

Конструкция АКПП включает в себя гидротрансформатор, масляный насос, планетарные механизмы, фрикционные муфты и тормозы. Управление коробкой передач осуществляется электронным блоком.

Пиротрансформатор выполняет функции сцепления. В процессе работы он наполняется рабочей жидкостью и, вращаясь с достаточной скоростью, передаёт крутящий момент от двигателя трансмиссии, поглощает и сглаживает вибрации и рывки от работы двигателя и коробки передач. Гидротрансформатор состоит из трёх колёс: насосного, реакторного и турбинного, сюда же входит муфта его блокировки. Насосное колесо объединено с корпусом пиротрансформатора и закреплено на маховике двигателя. Турбинное колесо шлицевым соединением связано с входным валом коробки передач. По достижении определённой скорости при помощи муфты пиротрансформатор блокируется, при этом обеспечивается жёсткая связь между коленчатым валом двигателя и трансмиссией. Это значительно снижает потери мощности и благоприятно сказывается на динамических качествах и расходе топлива.

Масляный насос приводится от двигателя и предназначен для создания необходимого давления рабочей жидкости для работы АКП. С этим и связана невозможность запуска двигателя автомобиля с АКП «с толкача». При отсутствии давления рабочей жидкости крутящий момент от трансмиссии никаким образом не может быть передан коленчатому валу двигателя. Также отсутствие давления рабочей жидкости накладывает определённые ограничения на буксировку автомобиля, так как не происходит должной смазки узлов АКП.

Планетарные механизмы установлены непосредственно в картере АКП и предназначены для обеспечения изменения передаточного числа и включения задней передачи. Планетарный механизм (передача) состоит из четырёх основных элементов: солнечной шестерни, водила с сателлитами и коронной шестерни. Изменение передаточного отношения и направления вращения происходит за счёт блокировки или разблокировки двух элементов из трёх (солнечной шестерни, водила, коронной шестерни) в различных комбинациях. В современных А КП устанавливается несколько планетарных механизмов в зависимости от количества передач и конструкции.

Фрикционные муфты и тормозы предназначены для блокировки различных элементов планетарных механизмов. Они срабатывают за счёт давления рабочей жидкости при открытии соответствующего клапана. Клапаны открываются в определённой последовательности электронным блоком управления в зависимости от скорости, степени открытия дроссельной заслонки, от частоты вращения коленчатого вала и других параметров.

Автоматическая коробка передач - проверка технического состояния

1. Проверяем уровень рабочей жидкости в коробке передач. Пониженный или повышенный уровень рабочей жидкости может оказывать существенное влияние на работу коробки передач. Во время проверки уровня также обращаем внимание на состояние рабочей жидкости. Жидкость должна иметь цвет тёмного прозрачного или красноватого лака, без включения мелких частиц и без запаха горелого. В противном случае в коробке передач есть серьёзные неисправности, и необходимо как можно быстрее обратиться в специализированную мастерскую.
2. Убеждаемся в исправности, и правильной регулировке троса селектора, а также в исправности самого селектора. Селектор должен чётко фиксироваться во всех положениях, при этом его положения должны соответствовать включаемым режимам. Кроме того, должны исправно работать все блокировки селектора от его случайного перемещения. При обнаружении неисправности необходимо её устранить.
3. При движении не должно быть рывков, ударов и различных посторонних звуков. Работа во всех режимах должна осуществляться в полном объёме.
4. Проверяем правильность и своевременность переключения передач при движении в различных режимах (селектор находится в положении D) согласно таблице 10.7.

Переключения Скорость автомобиля, км/ч Частота вращения коленчатого вала, мин 1
Дроссельная заслонка открыта на 3/4
с 1 на 2 51-57 5550-6150
с 2 на 3 100-108 5800-6200
с 3 на 4 145-155 5600-5950
блокировка гидротрансформатора на 4 передаче 157-167 4400-4650
Дроссельная заслонка открыта на 1/2
с 1 на 2 31-40 3350-4350
со 2 на 3 61-79 3500-4550
с 3 на 4 119-142 4550-5450
блокировка гидротрансформатора на 4 передаче 127-148 3550-4100
Дроссельная заслонка закрыта
с 4 на 3 25-31 700-850
с 3 на 1 8-14 350-500
Дроссельная заслонка полностью открыта (включён режим kickdown)
с 4 на 3 135-145 3800-4000
с 3 на 2 90-98 3500-3750
со 2 на 1 41-47 2400-2700

4. На смотровой канаве или эстакаде осматриваем коробку передач со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек масла:
1) по периметру поддона АКП: наличие подтеканий масла говорит о необходимости замены прокладки. Для выполнения работы целесообразно обратиться на специализированную станцию технического обслуживания:
2) в нижней части стыка картера гидротрансформатора и блока цилиндров двигателя: наличие следов подтеканий масла говорит о необходимости замены сальника гидротрансформатора. Для выполнения работы целесообразно обратиться на специализированную станцию технического обслуживания;

3) в местах соединения коробки передач с внутренним шарниром левого привода..

...и промежуточным валом.

Наличие подтеканий масла в этих местах указывает на необходимость замены сальников приводов передних колёс.

АКПП - замена рабочей жидкости

Состояние рабочей жидкости оказывает очень сильное влияние на работу автоматической коробки передач (АКПП) и сё ресурс. Проверку рабочей жидкости в АКП проводим с указанной периодичностью. Процедура проверки включает в себя проверку уровня рабочей жидкости и проверку её состояния. Если было выявлено, что жидкость имеет чёрный цвет или запах горелого, её необходимо заменить. Используйте только предписанную заводом- изготовителсм рабочую жидкость. Следует понимать, что при замене сливается не весь объём рабочей жидкости. Для замены потребуется около 7 л жидкости.

Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
2. Прогреваем двигатель до температуры не менее 70°С и проезжаем на автомобиле несколько километров. Это требуется для более полного слива старой рабочей жидкости из АКПП.
3. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду.
4. Извлекаем указатель уровня рабочей жидкости в АКПП.
5. Снимаем нижний грязезащитный щиток моторного отсека.
6. Устанавливаем под сливное отверстие АКПП ёмкость не менее семи литров.

7. Ключом на 14 мм отворачиваем пробку сливного отверстия и сливаем масло в заранее подготовленную ёмкость.

Выполняйте операцию осторожно, так как есть риск обжечься сливаемым маслом.

8. Ждём, пока масло не перестанет вытекать.

9. Очищаем резьбу пробки сливного отверстия, заменяем медное кольцо.

10. Заворачиваем пробку в сливное отверстие.
11. Постепенно заливаем рабочую жидкости.
12. После заливки жидкости запускаем двигатель и постепенно, с задержкой в несколько секунд, переводим селектор во все режимы. Возвращаем селектор в режим Р. Повторно проверяем уровень жидкости и при необходимости доводим его до нормы.

Оставить комментарий